Акцентуация личности, неврозы, психозы, психосоматика, тесты онлайн

5 (100%) 6 vote[s]

Акцентуация личности является важным фактором предрасположенности развития стресса и невроза. Почему проблема невроза, психоза сегодня актуальна, ясно даже на интуитивном уровне: высокий ритм жизни, повышенные социальные и профессиональные требования, огромный поток информации, отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне – типичный статус-кво среднестатистического человека. Как следствие – многие уже по привычке живут в состоянии стресса. Растущая агрессивность или, в лучшем случае безразличие – это та система социальных отношений, с которой многие сталкиваются ежедневно. Стресс, который вошел в привычку и перерос в автоматизм (хронический стресс), со временем перестаёт ощущаться. Такая привычка постепенно перерастает в хроническую болезнь или тяжелое заболевание. 

акцентуация личности способствует неврозу

В этой статье:

Тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Акцентуации характера и темперамента личности.

Диагностика акцентуаций характера «Чертова дюжина» (А.С. Прутченков, А.А. Сиялов)

Причем стрессам подвержены все поколения, а подростковое — тем более. В особенности, если подросток находится ещё и в тесном общении со старшими, которые сами пребывают в подавленном и дезориентированном состоянии. В этом контексте психологи советуют искать причины большинства проблемных характеров подростков не только лишь в них самих.

Нет сомнений, что в выражении «все болезни от нервов» на самом деле есть «большая доля правды». Кроме того, стоит принять утверждение (и чем раньше, тем лучше), что самым главным помощником в борьбе со стрессами и психосоматическими заболеваниями является сам человек, но не врач, друг или знакомый, и даже не психолог. И самый главный инструмент, который поможет контролировать стрессы и собственное самочувствие — это познание самого себя («познай себя- познаешь мир!»), своих слабых и сильных качеств. Это поможет сознательно выстраивать отношения с окружающими, ставить перед собой реальные цели, и, конечно, избавиться от многих вытесненных стрессовых ситуаций, которые в фоновом режиме могут высасывать из организма жизненные силы.

Неврозы

Неврозы — группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв возможен у любого человека, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальным предрасположением и особенностями личности (акцентуация личности, расстройства личности/психопатии).



По определению Ясперса невроз — это срыв высшей нервной деятельности, сопровождается болезненными нарушениями, обратимыми независимо от их длительности, возникает психогенно с преобладанием в клинической картине эмоциональных, соматовегетативных расстройств, а также истощаемости, раздражительной слабости с утомляемостью и медленным «восстановлением сил».

От психоза (в том числе психогенной природы) невроз отличается отсутствием психотических симптомов.

При разграничении неврозов и психопатий нужно помнить, что при неврозах личностные расстройства парциальные с сохраненным критическим отношением к болезни и способностью адаптироваться к окружающей среде; при психопатиях страдает вся личность, отсутствует сознание болезни и нарушена адаптация.

Это заболевание не опасно для окружающих, но самому человеку приносит множество проблем, снижает качество жизни – уменьшает работоспособность, затрудняет нормальные контакты с окружающими и в отдельных случаях даже может привести к депрессии и инвалидности.

Выделяют 3 классические формы неврозов:

    1. неврастению,
    2. истерию (истерический невроз)
    3. невроз навязчивых состояний.
акцентуация личности способствует психозу

Реактивные состояния и психозы

Реактивные состояния и психозы —  патологическая реакция невротического и психотического уровня на психические травмы или неблагоприятные ситуации. Определяющее значение для возникновения реактивного состояния или психоза имеют характер и сила психической травмы, с одной стороны, и конституциональные особенности и преморбидное (предшествующее психозу) состояние — с другой.

Психические травмы разделяются на острые и хронические, острые в свою очередь — на шоковые, угнетающие и тревожащие. Реактивные состояния легче возникают у лиц, страдающих психопатией или у которых имеется акцентуация личности, а также у лиц, ослабленных инфекциями, тяжелыми соматическими заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, сосудистыми заболеваниями, длительной бессонницей, тяжелыми авитаминозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на:

    1. аффективно-шоковые психогенные реакции;
    2. депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия);
    3. реактивные (психогенные) бредовые психозы;
    4. истерические психотические реакции или истерические психозы.

Как реагирует организм?

Одновременно с изменениями высшей нервной деятельности происходят гуморальные сдвиги (повышенное выделение адреналина, гипергликемия, повышение свертываемости крови и др.), возникающие при реакциях страха, гнева. При больших эмоциональных нагрузках происходит перестройка внутренней среды организма, связанная с функциями гипоталамусно-гипофизарно-надпочечной системы. При длительном состоянии невроза  страдают многие системы и органы: появляются неприятные ощущения в ЖКТ, например, синдром раздраженного кишечника.

Стресс приводит к повышенному уровню холестерина (экстремальная ситуация — про запас!). Могут появиться проблемы и в работе сердечно-сосудистой системы, такие как аритмия, скачки артериального давления, тахикардия (учащенное сердцебиение). Появляются головные боли, боль в мышцах и суставах, головокружение и потливость. Впоследствии могут развиться нарушения работы гормональной, иммунной системы. Иммуносупрессия приводит к активизации вирусов, микробов и паразитов, человек всё чаще болеет, появляется постоянная усталость, экземы, псориаз, нейропатические боли, что рано или поздно вынуждает человека обратиться к врачу. Вместе с тем, ухудшение соматического состояния начинает рекурсивно влиять на интенсивность невроза, добавляя к имеющимся факторам переживания по поводу ухудшения здоровья, нарушения сна и качества жизни в целом.

Что обычно делает человек в таком случае? Идет к врачу. Терапевту, кардиологу, гастроэнтерологу, дерматологу. Какой итог лечения по отдельности гастрита/тахикардии/экземы? Сомнительный, такое лечение едва ли сильно влияет на причину, а борется лишь со следствием. При этом нарушается обратная связь (организм-гипоталамус), и не получая адекватного ответа, гипоталамусно-гипофизарно-надпочечная система начинает ещё больше активизироваться (причина ведь никуда не делась), что приведет к ещё большему сдвигу адаптационного гомеостаза, и механизмы будут разбалтываться ещё сильнее.

Всегда нужно помнить, что в большинстве случаев болезнь (в особенности та, которая возникла как бы «без явных причин») несет в себе определенный контекст (послание), в котором организм пытается достучаться до сознания и сообщить о том, что его ресурсы иссякли и компенсаторные механизмы уже не справляются.

Акцентуации

Как мы видим, наиболее уязвимой категорией людей, подверженных наибольшему риску развития неврозов с риском перерастания в реальное заболевание, имеющее психосоматическую природу, являются люди с характерными особенностями характера – акцентуациями. Психопатия или акцентуация характера может служить благоприятной почвой для возникновения неврозов в неблагоприятной психологической ситуации.

Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы и т. д. с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях и устойчивость к психическим нагрузкам, сопротивляемость стрессам. Возможность моделирования поведения особенно важна для решения задач отбора кадров.

С этой точки зрения одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности. Но, с переходом на классификацию болезней по МКБ-10, многие наработки советской школы в один момент оказались «морально устаревшими», поэтому активность использования методик (из-за отсутствия единого подхода в терминологии), разработанных на основании «доМКБ-вских» теорий значительно снизилась.



Собственно, как происходило появление термина акцентуация личности и насколько он остается актуальным? Ученые при решении этого вопроса пошли от обратного: взяли крайние случаи явных психических патологий, имеющих стойкие и выраженные особенности, и проследили их путь развития, т .е. решили искать их зачаточные признаки в характере нормальной личности. Так и появилась классификация акцентуаций личности немецкого психиатра К. Леонгарда, основанная на классификации психопатий, которую, в свою очередь, предложил профессор Ганнушкин в 30-х годах прошлого столетия.

Психопатии и акцентуации

Психопатии — патологические состояния, проявляющиеся дисгармоническим складом личности, от которого страдают или сами больные, или общество (К. Шнейдер). Психопатии диагностируют на основании трех основных критериев, предложенных П. Б. Ганнушкиным:

    1. нарушения адаптации вследствие выраженных патологических свойств;
    2. тотальность психопатических особенностей;
    3. их относительная стабильность и малая обратимость.

В настоящее время вместо психопатии используется понятие расстройство личности — тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Как более широкое понятие, чем психопатия, расстройство личности имеет и более широкий спектр причин: ими могут быть не только генетическая предрасположенность (различают психогенную, «генуинную, ядерную психопатию» и смешанную), но и определённые жизненные ситуации: перенесённые травмы, длительное воздействие неблагоприятных социальных факторов, неправильное воспитание в семье, искажающего психическое развитие ребенка, или затяжные психотравмирующие ситуации и т.п..

Патохарактерологическое развитие личности

Психопатии следует дифференцировать с психогенными и патохарактерологическими развитиями. В отличие от конституциональных психопатий («генуинные, ядерные психопатии») патохарактерологическое развитие личности является результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов, неправильного воспитания в семье, искажающего психическое развитие ребенка, или затяжных психотравмирующих ситуаций. Травмирующие психику факторы могут участвовать в формировании и врожденной психопатии, но там они играют вспомогательную роль, содействуя выявлению психопатий. При патохарактерологическом развитии психогенный фактор — основной.

Так, например, у личности, развивающейся в условиях постоянного подавления, принижения («золушка»), формируется тормозимая, астеническая психопатия, в структуре которой преобладают неуверенность, робость.

Иногда в атмосфере черствости и грубости формируются черты возбудимой психопатии с агрессивностью, реакцией протеста, повышенной возбудимостью.

Выработке черт истерической личности благоприятствует обстановка обожания и восхищения, когда исполняют все желания и прихоти ребенка, ему внушают, что он талантливый, необыкновенный. Такие условия способствуют развитию эгоцентризма, самолюбования. Наряду с этим появляются черты эксплозивности, взрывчатости. Чрезмерная опека способствует повышенной тормозимости, робости, застенчивости, обидчивости, безынициативности.

Патохарактерологическое развитие на отдаленных этапах может приводить к формированию патологического склада личности, синдромологически трудно отличимого от врожденной психопатии. В таких случаях различия кроются не в клинической картине конечного состояния, а в путях формирования психопатической личности. Отнесение патохарактерологического развития к психопатии до настоящего времени остается спорным.

Акцентуация личности — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать обоснованные предположения о наличии между ними связи. К. Леонгард описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Четкой границы между нормальными и акцентуированными личностями, так же как и между последними и психопатиями, нет.

В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил эту концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера» (но не «акцентуация личности»), считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология изначально была предназначена только для подросткового возраста. Это демонстрирует и временный характер акцентуаций (в отличие от психопатий – или, по-современному, патопсихологического расстройства личности), которые могут появляться и исчезать в различном возрасте.

Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:

    1. Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
    2. Акцентуация может наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например, подросткового периода – наиболее активный период проявления акцентуаций) и обычно сглаживается со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
    3. Акцентуация может не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно.

Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» (по-старому — «психопатия») и вторично по отношению к нему, а во всём остальном они схожи.

А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых.



Акцентуация личности тесты

Перечень клинических форм акцентуаций и психопатий не стандартизован, разные авторы описывают от 6 до 12 и более единиц.

Смотреть типы акцентуаций по К. Леонгарду:

Опросник Шмишека. Акцентуация характера

Самой известной модификацией теста Леонгарда является методика Ганса Шмишека. Ганс (Ханс) Шмишек – немецкий конфликтолог. В 1970 году он предложил опросник «Краткая анкета для оценки акцентуированных личностей». А кцентуации характера, определяемые по ней, соответствуют классификации Леонгарда. 

Оригинальное название – Hans-Jürgen Schmieschek, «Fragebogen zur Erfassung akzentuierter Persönlichkeiten»  (нем. «Анкета для записи акцентированных личностей»).
Впервые русскоязычная адаптация выполнена В. М. Блейхером в 1973 году.
Существует большое количество более поздних вариантов перевода опросника, здесь приведен один из них.

Стандартная, наиболее распространенная версия теста Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов.

Расширенная версия состоит из 98 (или 97, в зависимости от источника) вопросов. Разница в дополнительной шкале искренности ответов с добавлением соответственно 10 или 9 вопросов.

Адаптация детской версии выполнена И. В. Крук в 1975 году.
От взрослого варианта отличается только формулировкой вопросов.

Диагностика акцентуаций характера (А.С. Прутченков, А.А. Сиялов)

Диагностика акцентуации характера детей и подростков (опубликована в книге «Эй ты, пароноик!», первая публикация в 1994 г.). Результаты будут представлены в виде аутентичной оригинальному тесту диаграммы (при разрешении экрана ~ПК).

Интерпретация с описанием акцентуаций — после прохождения теста!

Читайте больше по теме:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Просмотры: 200

Популярные записи