Буллинг (травля): его причины, формы и участники

5 (100%) 6 vote[s]

Насилие в среде образования имеет различный характер и природу. Оно может проявляться как в форме одноразовых, так и в виде систематических действий. Но эти действия всегда наносят вред психическому и физическому здоровью всех участников этого процесса. Появление термина «буллинг» как раз и связано с ростом проблемы физического и психологического насилия в учреждениях образования и вхождением её в статус отдельного предмета для изучения.

буллинг

Что такое буллинг, или заклевательское отношение

Выявить случаи насилия в учебном заведении достаточно трудно. Прежде всего потому, что насилие происходит преимущественно в местах, где отсутствует контроль взрослых. К тому же и потерпевшие, и наблюдатели предпочитают не сообщать никому о случае буллинга, чтобы их не считали «ябедником/ябедницей» или из-за страха признаться.

Самым опасным является повторяемость случаев насилия в образовательной среде. Именно систематические насильственные действия являются буллингом или травлей.

Термин «буллинг» происходит от английского слова «bully», то есть хулиган, драчун, задира.

Буллинг (травля) это деяния (действие или бездействие), которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего или таким лицом по отношению к другим участникам образовательного процесса, вследствие чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

Стоит помнить, что буллинг отличается от обычной ссоры или конфликта между детьми несколькими типичными признаками:

    • Во-первых, это систематичность (повторяемость) деяния — совершение различных формах насилия (физического, экономического, психологического, сексуального, в том числе с помощью средств электронной коммуникации) дважды и более раз относительно одного и того же лица;
    • Во-вторых, буллинг (травля) почти всегда имеет злой умысел, когда целью действий обидчика является умышленное причинение психического и/или физического вреда, унижения, страха, тревоги, желание подчинять потерпевшего своим интересам и/или социальной изоляции потерпевшего;
    • В-третьих, для буллинга (травли) характерен дисбаланс сил — властный дисбаланс между обидчиком и потерпевшим (асимметричные отношения), разница в физическом развитии, уровне социально-психологической адаптированности, социальном статусе, состоянии здоровья (наличие инвалидности или особых потребностей), ментальном развитии и т.д.;
    • В-четвертых, отсутствие раскаяния у обидчика.

Стоит помнить, что буллинг никогда не прекращается самостоятельно — нужно вмешательство посторонних лиц, защита и помощь пострадавшему, обидчику и свидетелям.

Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом потребностей, интересов, социальных установок, планов и т.д., возникающее в межличностных взаимодействиях отдельных лиц или групп.

Для конфликта как способа взаимодействия характерно:

    • Во-первых, его нерегулярность и случайность (отсутствием злого умысла).
    • Во-вторых, баланс (равенство) сил между его участниками, властный баланс (симметричные отношения), характеризующееся способностью каждой из сторон одинаково влиять на процесс конфликта, относительным равенством физических сил, социально-психологической адаптированности, социального статуса, состояния здоровья, ментального развития и тому подобное;
    • В-третьих, наблюдается раскаяние сторон конфликта и направленность усилий сторон конфликта на его решения.

Чаще всего буллинг происходит в местах, где контроль или надзор взрослых маленький или вообще отсутствует. Это могут быть коридоры, туалеты, раздевалке, двор, лестница, столовая и тому подобное. Иногда ребенок может подвергаться буллинг и вне территории учебного заведения. Такие случаи могут случаться по дороге домой, во дворе дома, во время школьных экскурсий и тому подобное.

Кроме того, условия виртуализации современного социального пространства закономерно способствуют проявлению опосредованной агрессии, в результате чего буллинг часто перемещается в зону онлайн, в которой дети находятся постоянно независимо от места их физического нахождения. Буллинг с помощью электронных средств коммуникации называется кибербуллингом.

буллинг онлайн
Кибербуллинг

Стоит отметить, что буллинг в среде образования происходит не только между учениками. Специфической проблемой в среде образования является буллинг со стороны учителей по отношению к ученикам. Такой буллинг может проявляться через систематическое необоснованное снижение оценок, систематическое игнорирование мнения ученика  или его действий, вешания ярлыков на ученика  ( «А, вот, Дмитрий у нас плохой парень »), унизительные слова, запугивание («Отправлю к директору », «Вызову родителей в школу»).

Иногда объектом такого буллинга может быть целый класс или группа, а иногда ученики подпадают под буллинг со стороны сразу нескольких учителей. Такую ​​форму поведения учителя могут перенимать и другие ученики (буллинг «одобрен педагогом»), и ситуация перерастает в коллективный буллинг жертвы.

Стадии буллинга

Буллинг развивается по определенной схеме и имеет несколько фаз развития, которые можно изобразить как «Лестницу буллинга» — от момента зарождения до наивысшей фазы.

Каждая ступень этой лестницы соответствует определенному этапу развития буллинга, эмоциональному состоянию пострадавшего и определенным действиям обидчика.

Однако буллинг может происходить и по другой схеме – не включая определенные стадии этого процесса.

Вмешательство или прерывания этого процесса возможно на любой из ступеней, поэтому важно вовремя распознать буллинг и остановить этот процесс на более ранних стадиях, когда ситуация не дошла до высшей ступени.

Для своевременного реагирования и прекращения ситуации буллинга необходимо знать его признаки. Подробно с перечнем таких признаков можно ознакомиться в статье «Диагностика буллинга».

Буллинг: формы и виды

Буллинг проявляется через различные формы насилия, которые совершаются систематически по отношению к одной и той же личности.

Формы насилия при совершении буллинга:

      • физическое;
      • экономическое;
      • психологическое;
      • сексуальное.

Физическое насилие

буллинг физическое насилие

Включает толкание, затрагивания, подножки, драки, пинки, пощечины, удары и другие действия, которые причиняют боль и телесные повреждения и тому подобное.

Например:

Подростки постоянно ожидали школьника во дворе учебного заведения и били из-за высоких, по их мнению, успехов в учебе.

Психологическое насилие

буллинг психологическое насилие

Включает обиды, распространение ложных слухов, насмешки, запугивание, изоляцию, игнорирование, бойкот, отказ от общения, угрозы, манипуляции, шантаж и тому подобное.

Например:

Группа девочек в классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую дети решили не приглашать, делая вид, что ее не существует. Такое игнорирование повторяется каждый раз.

Экономическое насилие

буллинг вымогание денег

Включает мелкие кражи, повреждения или уничтожения личных вещей, вымогательство денег, пищи и т.д.

Например:

Мальчик, 12 лет. В последнее время его постоянно обижают одноклассники. Они постоянно забирают у него деньги, которые дает ему мать, и заставляют каждый день просить у нее деньги. Он очень сильно боится об этом рассказать, потому что старшие дети ему сказали, если он кому-то об этом скажет, то они его побьют.

Сексуальное насилие

буллинг сплетни

Включает оскорбительные жесты, выражения, прозвища, шутки, угрозы, распространение слухов, ощупывание сексуального (интимного) характера и/или содержания и тому подобное.

Например:

Ученик 6-го класса постоянно употребляет слова с сексуальным подтекстом, показывает при детях и учителях имитации действий сексуального характера, повторяет эти действия по отношению к одноклассникам.

Кибербуллинг

С развитием современных электронных технологий насильственные действия (прежде всего проявления психологического, сексуального насилия) при буллинге часто совершаются с помощью электронных средств коммуникации (кибербуллинг, интернет-травля), который может проявляться в разном виде:

    • перепалки, или флейминг — обмен короткими гневными репликами в чатах, форумах, дискуссионных группах и тому подобное;
    • нападки — повторяющиеся оскорбительные СМС-сообщения, в месседжер, постоянные звонки и тому подобное;

Например:

16-летний парень вынужден был стать заложником в собственном доме и был доведен до суицидальных попыток в результате кибербуллинга, который начался из-за его несогласия с группой ребят в школе. Буллинг включал: ночные звонки-шутки, распространение слухов в чатах, оскорбительные текстовые сообщения.

    • очернение – это распространение унизительной ложной информации через текстовые сообщения, фотографии, видео с использованием средств электронной связи;

Например:

Кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: «Петр полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?! Он же гей».

    • самозванство или перевоплощение в определенное лицо, используя ее аккаунт в социальных сетях, блогах, почте, системе мгновенных сообщений и тому подобное;

Например:

Девочка поделилась со своей подругой паролем от аккаунта в социальной сети. Подруга периодически использовала этот пароль для входа в аккаунт и просматривала личные сообщения и однажды увидела в личных сообщениях негативный комментарий по отношению к себе. В ответ девушка под видом своей подруги послала неприятные сообщения многим из ее друзей.

    • обман или выманивания конфиденциальной информации (текстов, фото, видео) и ее передача в Интернете или по почте тем, кому она не предназначалась;
    • сталкинг или киберпреследование – это действия скрытого выслеживание, обычно сделанные исподтишка, анонимно, с целью нанесения психологического или физического вреда;
    • съемка на видео реальных нападений с целью их распространения в интернет сети, или хепислеппинг;
    • использование интернет-общения для дальнейшего совершения ребенком определенных действий, в частности использование ее в сексуальных целях (кибергруминг) или доведения до самоубийства («сообщества смерти»).
буллинг на камеру

Постоянно появляются новые проявления кибербуллинга, что требует особого внимания к интернет безопасности детей со стороны взрослых, формирования навыков безопасного поведения в сети у детей, особенно, если интернет используется в учебном заведении во время обучения.

Предпосылки и причины возникновения травли

буллинг факторы

Причинами возникновения буллинга в межличностных отношениях могут быть различные факторы, которые можно объединить в четыре группы:

  • Личностные.
  • Семейные.
  • Социальные.
  • Окружение (среда).

Личностные факторы

Личностные факторы — это физические или психологические особенности ребенка (индивидуальные особенности физического, психического, интеллектуального развития, внешности).

Расстройства и нарушения в развитии ребенка может стать причинами возникновения в отношении него буллинга. Так, часто инициаторами травли выступают дети, которые имеют определенные индивидуальные психологические особенности и спровоцированную этим агрессивное поведение (синдром дефицита внимания, гиперактивности, расстройства поведения, биполярное расстройство, оппозиционное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и другие).

Любая инаковость (отличие ребенка от других детей), например, внешний вид, состояние здоровья, национальность и т.д., является одной из самых частых причин буллинга по отношению к таким детям. Иногда для детей буллинг является приемлемым способом самоутвердиться и завоевать авторитет в глазах друзей и сверстников: стать популярными, управлять, влиять на других, привлечь внимание, заставить других их бояться и уважать. Эта причина имеет большую вероятность в период перехода из начальных в средние и из средних в старшие классы, а также когда в классе появляются новые ученики/ученицы.

Также причиной травли может стать способ поведения ребенка, когда ребенок проявляет или не проявляет активность, которую от нее ожидает большая часть группы (класса) (отличник, подлиза, двоечник, слишком активный/пассивный, экспрессионный/закрыт).

Кроме того, причиной буллинга среди детей в учебном заведении может стать стремление компенсировать неудачи в обучении, общественной жизни и тому подобное.

Так, некоторые дети буллят из зависти успешным ученикам, из-за наличия у другого более красивой или крутой вещи, одежды, гаджета.

Семейный фактор

Среди семейных факторов, которые определяют агрессивное поведение ребенка и могут провоцировать буллинг как в отношении него, так и от него самого, можно выделить:

      • Отсутствие близких отношений у родителей с ребенком и отсутствие их внимания к нему лишает ребенка возможности делиться с родными своими проблемами и трудностями в общении.
      • Слабый или слишком сильный (авторитарный стиль общения) контроль над ребенком. Например, если родители не дают ребенку покоя из-за оценки, кричат ​​на него, лишают прогулок и общения, не оставляя времени для отдыха, то ребенок будет вести себя в школе так же.
      • Гиперопека над ребенком. Например, когда ребенок выходит из семейного окружения во внешний мир, он не способна самостоятельно решать проблемы, не в состоянии за себя постоять, не понимает важность принятия других людей.
      • Давление или жестокое обращение родителей, что приводит к восприятию ребенком окружающего мира как постоянного источника угрозы. Например, если ребенок в семье усваивает, что ссоры, драки, оскорбления, критика и унижение другого является единственным способом выразить свое недовольство, то в подобной ситуации в школе ребенок начинает действовать по привычной для нее схеме.
      • Домашнее насилие вызывает появление буллинга, в том числе и в школьной среде, когда ребенок, страдает от домашнего насилия, копируя действия взрослых, может стать как жертвой, так и обидчиком.
      • Воспитание в неполной семье. Стоит отметить, что не всегда воспитания в неполной семье может привести к агрессивности ребенка.

Факторы среды

Неблагоприятный социально-психологический климат в учебном заведении, стресс от обучением вследствие перегрузки, отношения со сверстниками и учителями, отсутствие должного внимания со стороны учителей, способствуют появлению ссор, конфликтов, проявлений насилия и их переход в буллинг. Наиболее распространенными факторами, которые провоцируют появление травля являются:

    • Авторитарный стиль обучения. Иногда учителя сами могут быть инициаторами буллинга, когда ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель лично принимает решение, без учета мнений учащихся, устанавливает жесткий контроль над выполнением своих требований, в результате чего учащиеся теряют активность, характеризуются низкой самооценкой и агрессивностью. При авторитарном стиле обучения силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и личное саморазвитие. Когда учитель использует систему группового наказания, когда наказывается вся группа (класс) по вине отдельного ученика, это,конечно, увеличивает риск возникновения агрессивного поведения среди учащихся.
    • Выделение учителем любого ученика как положительного или отрицательного примера для других часто провоцирует этим соперничество, которое в будущем перерастает в буллинг этого ребенка.
    • Игнорирование проблемы на уровне учебного заведения. Иногда педагогический персонал учебного заведения отказывается признавать случаи травли в группе (классе) или учебном заведении в целом, просто игнорирует это явление. Это может восприниматься детьми как норма поведения, и они будут моделировать это поведение на других детей. В противном случае — это провоцирует чувство безнаказанности и безнадежности и нередко приводит к обострению ситуации с буллингом и выход проблемы за пределы учебного заведения.
    • Отсутствие контроля со стороны педагогического персонала за поведением детей во время перерывов, особенно в таких местах, как столовая, раздевалки, лестницы.

К тому же сексуальные отношения, возникающие среди учеников и учениц в старшем возрасте, также иногда становятся основанием для возникновения буллинга.

Социальные факторы

Социальные факторы — это стереотипы, культурные нормы, социальное и экономическое неравенство, влияние информационных технологий (СМИ, интернет, игры, фильмы и т.д.).

Достаточно часто причиной травли в учебном заведении являются гендерные стереотипы, то есть доминирование мужчин над женщинами. Иногда ученики и учителя могут допускать дискриминацию в межличностных отношениях по отношению к ученицам или учительниц, демонстрируя свою силу и превосходство.

Социальное и экономическое неравенство является достаточно распространенной причиной буллинга в учебном заведении.

Ученики из обеспеченных семей или из семей с высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малообеспеченных семей.

Представители этнических меньшинств, вынужденно перемещенные лица, мигранты чаще других подвергаются буллингу в учебном заведении, причем нередко даже со стороны учителей.

Дети, которые становятся объектами пренебрежительного отношения других, могут проявлять неадекватные и гораздо более опасные насильственные действия против своих обидчиков, что становится способом восстановления справедливости и самоутверждения.

Также побуждать детей к проявлениям травли может популяризация насильственных моделей поведения на телевидении, в кинематографе, в сети Интернет. Современные медиа нередко демонстрируют жестокость и насилие и в значительной степени влияют на формирование ценностей и поведение детей. Значительная часть детей и подростков после просмотра сюжетов с жестокостью и агрессивностью идентифицируют себя с такими героями и воспринимают это как образец поведения. Дети постепенно начинают считать насилие способом решения проблем и имитируют увиденное в реальной жизни.

Обычно возникновение буллинга в учебном заведении является комплексом нескольких причин. Первыми сталкиваются с этим педагоги, поэтому они первыми должны выявлять факторы этого явления и найти пути их разрешения.

Пирамида ненависти

В свое время группа исследователей разработала так называемую «пирамиду ненависти», которая построена по тому же принципу, что и пирамида потребностей Маслоу, то есть каждый нижний уровень обусловливает следующий уровень и делает буллинг (травля), агрессию, проявления насилия по отношению к другим.

Она состоит из 5 уровней:

    1. Уровень предвзятого отношения.
    2. Уровень действий, основанных на предубеждении.
    3. Уровень, на котором возникает дискриминация.
    4. Уровень жестокости.
    5. Уровень геноцида.

Таким образом, чтобы успешно работать с буллингом в учебном заведении, нужно, в первую очередь, работать с общественными, в том числе и с личными, стереотипами и предубеждениями, поскольку они составляют основу, на которой зарождается ненависть и агрессия по отношению к другим. Во-вторых, следует помнить, что дети перенимают отношение, реакции, способы поведения взрослых, те часто транслируют их бессознательно. Поэтому родителям, педагогам следует работать и над своими эмоциями, следить за собственными высказываниями и поступками, реакциями и способами поведения, чтобы не провоцировать буллинг.

Участники буллинга

Ситуация буллинг имеет коллективный характер. В школе дети образуют определенную иерархическую социальную структуру, которая, как правило, состоит из 3-х основных элементов, а именно:

      • обидчик (буллер);
      • потерпевший или мишень буллинга;
      • наблюдатели.
буллинг участники
Иерархия группы буллинга

Обидчик

Обидчик (буллер) — это тот, кто непосредственно совершает буллинг.

Обидчиками чаще всего становятся те, кто растет без запретов и авторитета взрослых. Им очень часто не хватает внимания со стороны взрослых и уважения к их личности, из-за чего им все время приходится самоутверждаться за счет других. В большинстве случаев у таких детей ярко выражены нарциссические и лидерские качества характера.

Авторитет обидчика поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других, демонстрации своей силы и превосходства над слабыми. Они нечувствительны к страданиям других и могут воспринимать буллинг по отношению к другим как развлечение, никогда не раскаиваются в содеянном.

Обидчику могут быть присущи садистские наклонности, что проявляется в получении удовольствия от процесса травли.

Последователи

В случае, если буллинг совершается группой лиц, то обычно среди обидчиков выделяется лидер, а также один или несколько последователей. Последователи положительно относятся к издевательствам и активно участвуют в них, но обычно не является их инициаторами и не играют ведущую роль. Они могут получать удовольствие от того, что кого-то по их мнению «справедливо» наказали, комментировать происходящее, снимать на видео, распространять это в Интернете.

Одобряющие наблюдатели

Также, на стороне обидчика могут выступать наблюдатели-сторонники. Они также поддерживают действия лидера, но сами в его действиях активное участие не берут. Среди сторонников выделяют:

    • активных — тех, кто активно и открыто поддерживает издевательства, например, смехом или привлечением внимания к случаю;
    • пассивных —  тех, которым нравятся издевательства, но они не демонстрируют явных признаков поддержки.

Потерпевший (мишень)

Чаще всего в разряд потерпевшего от буллинга попадают дети, которые чем-то отличаются от своих сверстников: физическими данными, особенностями развития (гиперактивные, с синдромом дефицита внимания, заиканием и т.п.), успехами в учебе, материальным положением, даже просто вспыльчивым или, наоборот, спокойным характером, заниженной самооценкой, выраженным чувством вины и недовольством собой и тому подобное. Как уже говорилось, в зоне риска стать жертвой буллинга оказываются дети, у которых нет доверительных отношений с родителями, ребенок предоставлен в основном сам себе и улице.

Наблюдатели

Наблюдатели могут быть и со стороны потерпевшего (жертвы), которые делятся на три категории:

    • Активные наблюдатели-защитники, которые не воспринимают травлю, помогают или пытаются помочь ученику, которого травят. Как правило, они делятся тем, что происходит в группе (классе) с родителями, искренне переживая почти те же чувства, что и потерпевший (жертва) от буллинга.
    • Пассивные наблюдатели-защитники, которые не воспринимают травли и считают, что должны помочь жертве, но не решаются на активные действия;
    • Безразличные наблюдатели, не вовлекаются в процесс травли и не занимают четко определенной позиции.

Итак, вокруг потерпевшего (жертвы) образуется так называемый «круг буллинга (травли)», который в свое время описал норвежский психолог Дэн Олвеус, известный своими трудами в области психологических исследований агрессивного и асоциального поведения детей. Этот круг показывает, что наблюдатели, которые находятся в начале процесса на нейтральных или протестующих позициях, имеют свойство сдвигаться влево, в сторону обидчика. Это происходит по законам психологической защиты. Когда помощь извне не приходит, ребенок защищается, отвергая собственные человеческие качества — сострадание и жалость. Поэтому разорвать «круг буллинга» может только взрослый.

Последствия буллинга

Буллинг в приводит к значительным социальным и психологическим последствиям для всех сторон этого процесса: обидчика, потерпевшего, наблюдателей. Последствия травли могут выходить за рамки учебного заведения и влиять на ближайшее окружение ребенка, и даже на его будущую жизнь в целом.

Эти последствия могут проявляться, как сразу (так называемые «прямые»), так и через длительное время («отдаленные»). Самые жесткие последствия буллинга испытывает жертва.

К прямым последствиям для потерпевшего от буллинга относятся:

    • Физические травмы и повреждения.
    • Острые психические нарушения (страх, тревога, гнев), которые могут проявляться в стремлении куда бежать, спрятаться, во внешней равнодушия и тому подобное.

Удаленными последствиями буллинга для потерпевшего являются:

    • Серьезные нарушения физического, психического и социального положения ребенка, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни.
    • Последствия буллинга для потерпевшего отражаются на качестве обучения и успеваемости. Снижаются познавательные способности, может появиться чувство страха посещать учебное заведение.
    • Ученики, которые пострадали от буллинга, могут стать агрессивными по отношению к более слабым (младших детей, братьев (сестер), животных и тому подобное). Из-за недостаточной социализации у пострадавшего от травли  может ощущаться недостаток коммуникативных навыков, несформированность общественных ценностей и, как следствие, они часто остаются одинокими.
    • Потерпевшие от буллинга постоянно испытывают повышенную тревожность, различные фобии, неврозы. Они больше своих сверстников подвержены нервно-психическим расстройствам и депрессиям, склонны к самоубийству.
    • Иногда у них проявляется физическое недомогание психосоматического происхождения (проблемы с сердцем, анорексия, булимия, расстройства сна, потеря аппетита и т.д.).
    • Для пострадавших от травли также присуща заниженная самооценка, комплекс неполноценности, беззащитности, потеря уважения к себе.
    • У детей, которые стали мишенью буллинга, может проявляться девиантное поведение — склонность к правонарушениям, формирование алкогольной, табачной или наркотической зависимости.

Опыт буллинга является деструктивным и для психики обидчика. Они нередко попадают в ситуации, где проявляется насилие и нарушаются законы. Этот пережитый опыт имеет негативные последствия во взрослой жизни и тормозит их социализацию. Этот опыт приводит к огрубление чувств, отрезание возможностей для тонких и близких отношений (проблемы в отношениях со сверстниками и взрослыми), в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. Последствиями для обидчиков могут быть проявления асоциального поведения: злоупотребление алкоголем, наркотиками, курение или другое асоциальное поведение.

Что касается последствия буллинга для наблюдателей, то такие дети также испытывают значительные психические травмы. Наблюдатели получают опыт бессилия перед властью толпы или сильного, стыда за свою трусость, поскольку не решались заступиться и поддерживали травлю из страха оказаться следующей жертвой. У тех, кто становится свидетелями травли, нередко возникает убеждение, что насилие — это нормально. Наблюдатели страдают от ощущения беспомощности, часто страдают от депрессивных состояний или перевозбуждения. Иногда стараются меньше посещать учебное заведение.

Вместо вывода

Последствия буллинга также является негативными и для статуса самого учебного заведения. Когда буллинг продолжается, а руководство учебного заведения и педагогический персонал не принимает меры, то последствия влияют на всю образовательную среду. Именно педагоги должны быть инициаторами выяснения причин буллинга, вовремя выявлять первые признаки травли, формировать атмосферу в группе (классе), при которой буллинг не будет востребован, привлекать к решению ситуации родителей участников травли, выступая мудрыми психологами и стратегами.

Иначе — ученикам становится трудно учиться, они перестают посещать учебное заведение. Взрослые своим невмешательством подрывают свой авторитет и авторитет учебного заведения, в результате ученики не чувствуют себя защищенными, формируется среда общего страха и неуважения, что не имеет ничего общего с задачами системы образования.

Читайте больше по теме:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Просмотры: 466

Популярные записи