Компьютерная, или цифровая музыка: с чего начать?

5 (100%) 12 vote[s]

Компьютерная, или цифровая музыка полностью заполнила поп-продакшн. Камерная акустика осталась для гурманов. В современном мире (увы!!!) доминируют правила быстроты, высокого качества результата, доступности инструментов создания цифровой музыки. Вся эта армия секвенсеров, плагинов, звуковых библиотек предоставляют безграничные возможности в создании музыки на любой вкус и любого качества. И эта индустрия постоянно развивается. Приступая к изучению этой широченной, но не менее интересной темы, решая, с чего начать, не стоит пугаться всего этого разнообразия. Сориентироваться в нём и начать самостоятельно работать в этом направлении мы как раз и постараемся вам помочь.

Но для начала главный совет: начиная делать проект, даже самый простенький, доводите его до конца. Это главное условие получения практического опыта, который лежит в основе профессионализма.

Краткий обзор, на чём можно работать

Будем исходить из того, что вы мало-мальски ориентируетесь в музыкальной грамоте и знаете, что такое гамма, ее виды, аккорды, гармонический ряд, родственные тональности (тоника, субдоминанта, доминанта, параллельная тональность, гармонический, дорийский лад и т.д.).

Но если вы не владеете нотной грамотой и не имеете времени ее изучать? С чего тогда начать? Для таких ситуаций есть выход — программы с готовой табулатурой и построители аккордов. О них речь пойдёт чуть ниже. Но в таком случае путь от начала создания проекта до логического завершения удлиняется.

Быстро рассмотрим, что нужно для работы со звуком и создания своего музыкального проекта:

      • секвенсор;
      • по возможности миди-клавиатура (избавит от кропотливого и изнуряющего копания в пиано-ролл);
      • плагины (синтезаторы, сэмплеры, эффекты).

По поводу секвенсеров: музыканты давно разделились на несколько лагерей, баталии между которыми по поводу преимуществ того или иного продукта начали стихать только в последнее время. Все, как говорится, определились и занимаются именно музыкой.

Владельцы макбуков работают на AvidProTools или ЛоджикПро, линукса — Linux MultiMedia Studio. Для владельцев виндовс выбор побольше — это и легендарные FL Studio и Cubase, Studio One и незаслуженно обделённый вниманием Sonar…

Нотные редакторы: с чего начать изучение нотной грамотности?

Если вы знакомы с музыкальной грамотой, редактировать миди-файлы в нотном режиме и прослушивать их можно в MuseScore. Эта программа хороша для композиторов, которые работают с «бумажными» нотами. Но для нас она полезна возможностью редактирования нот и сохранения файла в формате .midi.

Вот пример звука в формате MIDI в MuseScore:

Бах прелюдия звук midi

А вот уже в звуковом формате, после обработки в секвенсоре:

Бах прелюдия .mp3

Но это, скорее, для теоретиков, впитавших нотную грамотность еще с пирожками школьной столовой. Мудрые музыканты верно подметили, что глубокое изучение музыкальной теории в зрелом возрасте может нанести «непоправимый ущерб сознанию и лишить человека способности к творчеству». Если человек одарённый, то он сможет начать разбираться в гармонии на интуитивном уровне, не «захламляя» голову массой бесполезной теории. Понимание появится потом, как результат успешной практики и как само собой разумеющееся.

Также можно попробовать начать с Band-in-a-Box. В этой программе предлагаются десятки исходных мди-файлов (по музыкальным стилям) в виде тактов, выстроенных в определённой гармонической последовательности и безграничной возможностью их редактирования. Программа сохраняет созданный вами миди-файл, который можно экспортировать в секвенсор и работать с ним дальше.

Вот пример звука миди-файла, созданного в B-i-B:

Кантри .midi

А вот уже после того, как с ним поработали в FL Studio:

Кантри .mp3

Этот способ морочный, подходит только если нужно сделать что-то по теме (записать какую-нибудь экзотическую румбу, или джазовую композицию). В этой мелодии, как видите, пришлось многое переделывать уже во Фрукте, и по времени это было слишком долго. Проще сделать с нуля.

В Фрути лупс в пианоролл есть функция построения аккордов (если вы хоть немного знаете ноты, например, на уровне «квадрата Am-Dm-C-F-Dm-E» то вы можете в пианоролл написать ноту и выбрать аккорд, он автоматически появится).

Тест по музыкальной грамотности начального уровня

Если вы можете с гордостью похвастаться дипломом музшколы, но было это уже не вспомнить когда, можете освежить свои знания (а заодно и проверить) при помощи небольшого теста, составленного по материалам учебника Б. Алексеева и А. Мясоедова «Элементарная теория музыки» и включающего 32 вопроса. Задания распределены блоками по 4 вопроса, 3 из которых — задачи по теории и нотной грамоте, и одно задание на слуховое восприятие и анализ:

Синтезаторы и сэмплеры (VSTi), эффекты (VST)

Для начинающего музыканта нужно определиться с джентельменским набором, с каким он будет работать на каждом этапе создания своих шедевров. Поэтому рассмотрим конкретный пример.

Начать создавать рабочее пространство нужно с выбора секвенсора. Из двух наиболее популярных (Cubase и FlStudio) остановимся на FlStudio. Всё-таки для освоения она проще, но дальнейший переход на Cubase (а этот момент по мере опыта и осознания недостатков Фрукта обязательно настанет) будет довольно болезненным.

Из коробки как Cubase, так и FlStudio уже имеют предустановленный минимум плагинов для быстрого старта, включающие в себя несколько сэмплеров, синтезаторов, эффектов. В Cubase этот набор посолиднее и попрофессиональнее. В FlStudio одними только стандартными плагинами обойтись не получится (если их не использовать, а лучше не использовать, то вы и не поймете тех, кто жалуется на «пластмассовый» звук FL), а в Кубе можно состряпать приличный проект, не выходя за рамки коробочной версии. Но в FlStudio есть демо-проекты, которые можно открыть и покопаться в них, посмотреть, что и как работает. Поэтому для новичка Фрукт — вполне обоснованный выбор.

В двух словах о синтезаторах и сэмплерах (виртуальных инструментах, или VSTi), эффектах ( VST — виртуальные эффекты (эффект-процессоры) — компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы и т.п.).

Синтезаторы генерируют звуковые волны, а сэмплеры используют уже готовые оцифрованные (акустические) звуки. Поэтому синтезаторы мало весят, а сэмплеры идут в комплекте с библиотеками (сэмплами), что влияет на их размер (некоторые библиотеки сэмплов для NIKontakt могут весить больше сотни гигабайт). Поэтому профессиональные студии не нуждаются в услугах симфонических оркестров, все звуки есть на жестком диске. Проблема только в мощности процессора, объеме оперативной памяти, звуковой карте.

Вот простой пример синтезатора. Кликните по картинке, и синтезатор откроется в новом окне (интерфейс не адаптирован под маленькие экраны!). Генерирует 4 типа звуковой волны и смешивает их в разных пропорциях. Попробуйте попереключать типы волны, октавы, громкость, и вы поймете принцип работы синтезатора:

Следующий модуль — аналог пиано ролл, которое работает по такому же принципу. Вы заполняете ноты, задаете темп, и проигрываете луп. Луп — это отдельно записанный полноценный фрагмент мелодии, который можно использовать несколько раз в разных местах композиции.

Фрути-лупс именно основана на этой философии, что видно из самого названия. Поэтому пианоролл Фрукта считается одним из наилучших и функциональных. Кубейс больше ориентирован на запись и обработку звуковых файлов.

Главная прелесть синтезаторов — это звуки, аналога которым нет в природе. Вот пример, на 95% записанный синтезаторами:

Сатурн .mp3

А вот пример композиции, записанной при помощи одних только сэмплов, в FlStudio без миди-клавиатуры, используя пиано-ролл:

Nocturne

В следующем видео показано рабочее окно секвенсора с пианоролл при воспроизведении готовой композиции:

Все синтезаторы и сэмплеры могут работать как самостоятельное приложение или как плагин в секвенсоре. Это нужно учитывать при установке. Все сторонние установленные плагины нужно хранить в одной папке, чтобы облегчить себе задачу по их подключению в секвенсере.

VST-эффекты, разумеется, работают только в секвенсоре.

Для FL лучше начать с такого набора плагинов, с которым можно уже на первых порах создавать приличные композиции:

Синтезаторы — на выбор, но обратите внимание на зарекомендовавших себя монстров «NiMassive», «Silenth», «Serum», «Atmosphere», «ABsynth» или поищите что-нибудь свое, выбор — огромный.

Сэмплеры — также не проходите мимо Kontakt (учитывайте, что к нему понадобится загружать библиотеки). Сэмплеры обычно «тематические» ( клавишные, духовые, струнные, ударные и т.д. Выбор — за вами) или универсальные, с функцией подгрузки разных библиотек (Kontakt). Поначалу вам многое понравится, если не сказать, что все подряд. Но со временем у вас появятся любимые, часто используемые, поэтому многие установленные на первых порах плагины вы сами потом удалите за ненадобностью.

Драм-машины, арпеджиаторы. Это важные инструменты в создании рисунка аранжировки и упрощения задачи композиции. Во многих синтезаторах и сэмплерах (например, Роб Пейпен RG) есть встроенные арпеджиаторы и драм-машины с разными настраиваемыми вариантами построения лупов.

Вот пример простого арпеджиатора. Нажмите клавишу, и начнётся воспроизведение арпеджио (если нет — перезагрузите страницу).

Эффекты. Овладеть этими инструментами — значит научиться создавать профессиональный звук. Этому можно учиться не один год. «Модный звук», или «узнаваемый стиль» — это разные концепции применения эффектов для сведения и мастеринга. У каждого музыканта есть свои «фишки». Есть даже разные школы мастеринга (британская, Нью-Йоркская). В Нью-Йоркской, например, используют двойную компрессию, и по звуку это сразу узнаётся. Интересоваться ими нужно, но не копировать. Берите только то, что вам понятно и нравится. Тем более, в разные периоды времени (или по мере обретения уверенности) ваши собственные вкусы будут меняться, и то, что вам нравилось год назад, сегодня уже покажется примитивом или ересью…

Рекомендации по vsti плагинам. Лучше начать с установки комплектов, имеющих в своём арсенале как обработчики для отдельных каналов в треке, так и модули для мастеринга (пост-обработки). Из первых — это FabFilterTotalBandle, Waves. Из вторых — IZotopeOzone. Для начала этого будет вполне достаточно. Не нужно поначалу использовать незнакомую экзотику, лучше начинать с тех инструментов, для которых в интернете есть множество руководств, мануалов, форумов, где можно найти ответы на любые вопросы.



Для финальной обработки трека можно использовать отдельные программы, например WaveLab Elements (с предустановленными плагинами для сведения и мастеринга) и Adobe Audition (также имеет минимальный набор — компрессор, ревербератор, многополосный эквалайзер и т.д). Первая имеет простой интерфейс, отличный звук (Стейнберг) и высокую производительность. Лучше устанавливать в комплекте с Кубейсом. Adobe Audition, к примеру, хорошо использовать для анализа звука, его визуализации, посмотреть, что получилось и, если нужно, поправить.

Стоковое роялти-фри видео и аудио на Pond5

Стоковое видер роялти-фри на Pond5

Напоследок: для чего это всё? Ответ для музыканта очевиден: необходимость в творчестве. Как вариант — можно делать минусовки:

A-студио

A Kind Of Magic

Если смотреть меркантильно — можно поставить цель продавать треки на стоковых площадках (например Pond5, AudioJungle). Но для этого нужно достичь определенного уровня и заниматься этим постоянно. Но к тому моменту, когда вы достигнете уровня стоковых площадок, они уже для вас будут неактуальны, так как постоянных заказчиков (для видео, рекламы, и т.д.) у вас к тому моменту будет уже предостаточно!

Рок

Profanation



Puppy

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Просмотры: 620

Популярные записи