Психология питания. Для чего мы едим?

5 (100%) 6 vote[s]

Психология питания — осознанное питание и понимание, какие именно потребности удовлетворяются с помощью пищи, поможет сформировать полезные привычки и питаться правильно. Очень важно наполнить свою жизнь положительными эмоциями и яркими впечатлениями, не связанными с питанием. Пища способствует удовлетворению не только физиологических потребностей. С помощью еды мы стремимся восстановить психологический покой и безопасность, почувствовать положительные эмоции, быть в единстве с другими людьми, организовать свое свободное время. Еда помогает нам в создании социального образа, престижного статуса. Возможно, пища является отражением ваших ценностей и целей, и своим пищевым поведением вы вдохновляете других на здоровый образ жизни.

Психология питания и осознанное понимание, почему хочется поесть

Очевидно, что питание является необходимым условием физического существования организма. Однако, с психологической точки зрения, с помощью еды мы удовлетворяем разнообразные потребности. Предлагаем проанализировать, какие именно, с помощью одной из самых известных психологических теорий — пирамиде потребностей Абрахама Маслоу.

психология питания пирамида Маслоу

Мы видим, что пища относится к физиологическим потребностям человека. Однако, это лишь на первый взгляд. Рассмотрим следующий уровень — потребности в безопасности. Взаимосвязи с чувством безопасности возникают еще в раннем детстве.

Самый сильный стресс в нашей жизни — наше рождение. Из комфортного, теплого и спокойного места (утробы матери) ребенок попадает во враждебную среду, где все новое чужое и непонятное, к тому же необходимо регулировать температуру тела, самостоятельно дышать и тому подобное.



Физиологические и психологические стрессоры вызывают у ребенка чувство тревоги, ребенок чувствует себя в опасности. Но когда мать берет младенца на руки, кормит грудным молоком, у ребенка восстанавливается ощущение безопасности и комфорта. Если же мать имеет высокий уровень тревожности и пытается накормить ребенка каждый раз, когда он заплачет, в нашей психике может нарушиться природный механизм «голод — еда» и закрепиться другая схема «негативные переживания — еда как способ восстановления психологического комфорта». В таком случае во взрослой жизни мы будем склонны «заедать» конфликты, негативные эмоции и жизненные трудности.

Человек является социальным существом, мы живем, учимся, развиваемся только в среде других людей, поэтому очень важным является удовлетворение социальных потребностей — принадлежности к группе, любви, эмоциональной поддержке. В контексте социальных потребностей психология питания рассматривает еду как потребность ощущать свое единство с другими. То есть перестаем прислушиваться к потребностям своего организма и едим «за компанию». Обратите внимание, что в нашей культуре встречи с друзьями и родственниками, праздники связаны именно с процессом питания. Это способствует удовлетворению наших социальных потребностей и с детства формирует пищевые привычки. Стоит также отметить, что мы не только получаем внимание других из-за питания, но и часто стремимся выразить свою любовь и благодарность с помощью еды. Только вспомните: девушка, которая готовит что-то вкусненькое на ужин любимому, мать, которая дает сладости ребенку в качестве поощрения, бабушка, откармливает внуков, конфеты «вместо тысячи слов» …

В группу социальных потребностей также относятся потребности в уважении со стороны других, получении определенного социального статуса, престижа. И на самом деле пища, которой питается человек, является отражением этих аспектов — является показателем социального статуса в обществе, уровня заработка и тому подобное. Поэтому, выбирая продукты питания, мы часто руководствуемся модой, престижем в обществе. Например, желание употреблять чиа, киноа и другие так называемые «Суперфуды» во многом обусловлено ​​модой. Есть продукты, которые мы знаем как деликатесы — устрицы, лобстеры и другие. Но бывает так, что человеку совсем не нравится их вкус, но психологическое восприятие этих блюд как атрибутов роскошной жизни заставляет человека убедить саму себя, что это действительно вкусно.

Интересно, что именно психология питания стоит на вооружении маркетологов, которые используют удовлетворение этих социальных потребностей и манипулируют ими. Такие манипуляции проявляются в цене продукта — высокой ( «дорогое-хорошее») или слишком низкой (выгодное предложение). А вспомните-ка сюжеты рекламных роликов: кто ест бесполезные снеки и пьет сладкие газированные напитки? Стройные, энергичные молодые люди, с семьей или в веселой компании друзей. А вовсе не маргиналы-одиночки с лишним весом у телевизора. Таким образом, при выборе пищи мы часто попадаем на маркетинговые «крючки», которые цепляют наши социальные нужды.

Потребности в самореализации (самоактуализации) касаются еды только тогда, когда способ питания человека, его предпочтения связаны с ее жизненными целями и ценностями. Это характерно для людей, которые ведут здоровый образ жизни, пропагандируют правильное питание, делятся своими знаниями с другими и вдохновляют своим примером.

Стоит также обратить внимание на такие моменты, когда мы едим не ради удовлетворения любых потребностей, а просто так, «потому что нечего делать». В таком случае еда является способом проведения свободного времени. Обратите внимание, что когда мы занимаемся каким-то делом, чувство голода наступает значительно позже, чем тогда, когда нам нечем заняться. Эти особенности нашего поведения обратили внимание еще наши древние предки. Древнегреческий историк Геродот в «Персидских войнах» описывает опыт Атиса царя Лидии, которому психология питания помогла уменьшить волнения голодного населения: он придумал игры с мячом. Он пишет: «План борьбы с голодом заключался в том, что один день люди играли в игры, чтобы отвлечься от еды, а на следующий день они ели и не играли в игры. Так они провели 18 лет ».

Итак, обычно мы едим, потому что:

      • стремимся удовлетворить голод (но крайне редко руководствуемся только этими причинами);
      • стремимся восстановить ощущение психологического комфорта;
      • стремимся ощутить единство с другими и едим «за компанию»;
      • стремимся заслужить уважение окружающих, занять определенный социальный статус в обществе, выбираем престижные продукты и модные системы питания;
      • просто пытаемся структурировать свободное время.

Любая вредная пища, по сути, является стимулятором для мозга, поскольку имеет ярко выраженный вкус. В ее составе всегда есть большое количество соли, сахара, усилителей вкуса и аромата. Такие продукты очень быстро вызывают психологическую зависимость, ведь их употребление связано с формированием пищевых привычек.

Любая привычка формируется по следующей схеме: «знак» — «привычная действие» — «вознаграждение». Возникает триггер — сигнал психики, который запускает систему привычных для нас в подобных ситуациях действий, после чего мы получаем положительный стимул. Например, чувствуем сонливость и усталость — выпиваем кофе — чувствуем себя бодрее и энергичнее; переживаем негативные эмоции, находимся в стрессе — съедаем сладкое — чувствуем временное улучшение настроения.

Еда не способствует решению психологических проблем и на самом деле не помогает гармонизировать эмоциональное состояние. Удовольствие и улучшение настроения от вредной пищи-стимулятора является кратковременным и в перспективе создаёт еще больше трудностей — кроме нерешенных психологических вопросов добавляются физиологические стрессоры, обусловленные необходимостью переваривать вредные продукты. Однако, наш мозг не может мыслить перспективно в контексте ощущений. Мозг воспринимает ощущение в контексте «было — стало». Почувствовали дискомфорт — съели сладкое (или другой продукт-стимулятор) – почувствовали  облегчение. Таким образом в мозгу возникает нейронный связь: съешь сладкое — станет легче на душе. Так при каждом повторении действий нейронные связи в мозге закрепляются и наши действия становятся автоматическими.

Как избавиться от вредных привычек в питании?

  1. Выявить «знак».

Любой вредный продукт употребляется человеком в определенных ситуациях, обнаружив в каких именно, мы найдем тот же «знак» и поймем причины употребления вредной пищи — попытка улучшить настроение, увеличить энергичность или провести время с друзьями и др.

  1. Выявляем «вознаграждение».

Необходимо понять, что положительного мы получаем с помощью вредной пищи и вредных привычек в питании.

  1. Найти новое «привычное действие».

Необходимо определить, какими другими (желанными) действиями можно заменить привычные, чтобы получать такое ​​же вознаграждение. Когда мы получаем новые знания, в мозге возникают новые нейронные связи. Когда начинаем воплощать полученные знания в реальной жизни, нейронные связи закрепляются и формируются новые полезные привычки. Психологи утверждают, что привычка формируется 21 день. Если повторять новые полезные для здоровья действия в течение трех недель, ваш образ жизни претерпевает кардинальных позитивных изменений.

Читайте больше по теме:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Просмотры: 365

Популярные записи