Уровень тревожности: тест Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина

5 (100%) 22 vote[s]

Данный тест – высокоинформативный способ, позволяющий измерить текущий уровень тревожности. В практической психологии входит в пакет тестов при обследовании на профпригодность. Позволяет психологу и тестируемому определить сиюминутный уровень тревожности (тревожность как состояние) и тревожность вообще, как общую характеристику личности человека.

Что такое тревожность в понимании психологов?
Уровень тревожности является важным аспектом, определяющим поведение человека, его реакцию на жизненные события, трудоспособность, подход к решению разных задач и т.д. Сама по себе тревожность – это естественное и необходимое состояние человека. Оптимальный  ее уровень (или полезная тревожность) позволяет сохранять человеку адекватность восприятия и реакции на события, самоконтроля, мотивации.

Личностная тревожность (согласно Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина) – это стойкая личностная характеристика человека, определяющая предрасположенность к тревожным состояниям и порог восприимчивости к разным ситуациям, которые воспринимаются им как угрожающие. Обычно люди с заниженной самооценкой болезненно восприимчивы к широкому спектру ситуаций, которые они воспринимают как угрозу собственной самооценке.

Ситуативной или реактивной тревожностью называют состояние эмоционального переживания отдельных стрессовых ситуаций в виде беспокойства, озабоченности, раздражительности, напряженности. Порог реактивности, интенсивность тревожной реакции и ее динамика у каждого человека индивидуальные. Текущее эмоциональное состояние может влиять на уровень интеллектуальной активности, способности системно мыслить, снижает уровень концентрации внимания.

Вы можете пройти тест Равена уровня интеллекта, который кореллиирует с эмоциональным состоянием и так же входит в стандартный комплект тестов для психологической диагностики.

Вы можеет пройти Опросник Русалова (ОФДСИ и В-ОСТ): структура темперамента онлайн, чтобы определить эмоциональные, коммуникативные и интеллектуальные компоненты темперамента, влияющие на адаптацию и формы поведения.

Тест шкалы самооценки и тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина с успехом можно использовать не только для профессионального обследования, но и для самостоятельного применения с целью самоконтроля, саморегуляции, самоанализа и психокоррекции.

Как проходить тест на уровень тревожности

«Вам предлагается 40 утверждений. К каждому утверждению предлагается 4 варианта ответа. Внимательно прочитав утверждение, выберите наиболее походящий ответ».

Утверждение НетСкорее нетСкорее даДа
1 Я спокоен
2 Мне ничто не угрожает
3 Я нахожусь в напряжении
4 Я внутренне скован
5 Я чувствую себя свободно
6 Я расстроен
7 Меня волнуют возможные неудачи
8 Я ощущаю душевный покой
9 Я встревожен
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11 Я уверен в себе
12 Я нервничаю
13 Я не нахожу себе места
14 Я взвинчен
15 Я не чувствую скованности, напряженности
16 Я доволен
17 Я озабочен
18 Я слишком возбужден и мне не по себе
19 Мне радостно
20 Мне приятно
Утверждение Почти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение
22 Я бываю раздражительным
23 Я легко расстраиваюсь
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
26 Я чувствую прилив сил и желание работать
27 Я спокоен, хладнокровен и собран
28 Меня тревожат возможные трудности
29 Я слишком переживаю из-за пустяков
30 Я бываю вполне счастлив
31 Я все принимаю близко к сердцу
32 Мне не хватает уверенности в себе
33 Я чувствую себя беззащитным
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
35 У меня бывает хандра
36 Я доволен
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39 Я уравновешенный человек
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах




Интерпретация результатов

Баллы, зачисляемые за каждый ответ – 1, 2, 3, 4.

Как подсчитывать результат:

    • Ситуативная  тревожность  «СТ»=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18)    —   (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50 (число 50).
    • Личностная тревожность«ЛТ»=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20)    —   (1,6,7,10,13,16,19) + 35 (число 35).

Количество полученных балов может быть в диапазоне от 20 до 80 баллов. Более высокие баллы соответствуют более высокому уровню ситуативной и личностной тревожности.

Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина:

    • 20-30 баллов – низкая;
    • 31-45 баллов – средняя;
    • 46 баллов и более – высокая тревожность.

Высокие показатели тревожности говорят о завышенной склонности воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающих самооценке и жизнедеятельности и реакцией на них в виде ярко выраженных тревожных состояний. В таких случаях следует снизить требовательность к внешним обстоятельствам, отказаться от следования «суперцелям» и «суперидеям», больше сосредоточиться на содержании повседневной деятельности и детального и конкретного планирования с пошаговым достижением промежуточных целей.

Умеренную тревожность считают нормальной, или «полезной тревожностью».

Низкая тревожность – так же требует коррекции, как и завышенная. Низкая мотивация, отсутствие эмоциональной вовлеченности в жизненные события отрицательно сказываются на социальном статусе и общей успешности. Необходимо проявлять искренность, повышать активность, заинтересованность в жизненных событиях, развивать чувство ответственности и эмпатии.

Смотрите также опросник «личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор)«, «Опросник Филлипса диагностика школьной тревожности онлайн«.

Читайте больше по теме:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Просмотры: 2071

Популярные записи